Разбавители vs Растворители

Знаете, какую фразу я слышу чаще всего при работе с масляными красками? “Тонь, растворитель добавлять? А ты пользуешься разбавителем?”. 😦

⚡ Во-первых, это разные понятия. Вы знали?
⚡ Во-вторых, помимо разбавителя и растворителя нам доступен куда больший арсенал средств. Но почему об этом никто не рассказывает? 😒

Ну что? Разберемся? 😊

👉 Для начала давайте поймем следующее: есть Растворители, а есть Разбавители.

На первый взгляд они одинаковые. Но на деле все совершенно не так. Понять это можно лишь если хорошенько проштудировать тему. Я сэкономлю вам время.

🌱 Растворитель – растворяет масляную краску, разрушая ее. Если растворять уайт-спиритом, то в какой-то момент ваша высохшая краска может начать трескаться или расслаиваться. Более того, не забываем, что агрессивное вещество может разрушать краску, замешанную и в саму глину, а еще и нижние слои уже нанесенной вами краски. Ну, вы поняли. Про растворители лучше забыть, хотя в малых дозах всего этого может быть и не заметно. ⛔

🌱 Разбавитель – снижает вязкость краски и не разрушает ее. К разбавителям относится в первую очередь пинен, а во вторую – смесь пинена с лаками и связующими маслами. Иностранцы в этом плане поступили проще. Есть уайт-спирит, есть пинен (терпентин), есть лаки и есть «медиумы». Все! А наши не могу жить спокойно. Вот у Невской палитре, к примеру, разбавитель №1 – это смесь уайт-спирита с пиненом. А №2 – это просто растворитель то есть уайт-спирит. №3 – медиум, и №4 – это как раз разбавитель. 🙈

Итак. Для чего используем разбавитель, а для чего – нет? Давайте смотреть.

👉Если работать с краской на разбавителе, она становится чем-то похожей на акварель. Сохнет очень быстро, но теряет полностью блеск, а сатиновый эффект нам чаще всего нужен.
👉 На нашей глине жидкая краска “возится по поверхности”. Получить нежнейшие градиенты очень сложно. Значит, для переходов ее лучше не использовать.
👉 Разбавитель делает краску жидкой, следовательно, уложить ее плотным слоем уже будет невозможно. Разве что в несколько слоев. Но это откровенное извращение над собой.
👉 Разбавитель хорош в тех случаях, когда вам нужно сделать быструю корректировку цвета и желательно по всей поверхности. К примеру, вы замешали в глину базовый травяной зеленый цвет, но ошиблись. Лист должен быть более холодным. Как быть? Не перелепливать же? Берем немного синего+зеленой+пенин. Получаем аля акварель. Наносим тонким, прозрачным слоем (это называется лессировочный слой) по просохшей поверхности. И, вуаля! У нас зеленый цвет через синий фильтр. Зеленый теперь не теплый, а холодный.
👉 А еще такая жидкая краска затекает во все прожилки, что тоже иногда очень удобно. А иногда – нет.

😳 Что еще есть в нашем арсенале? Медиумы или вспомогательные средства для масляных красок.

🌱Ускорители высыхания красок – сиккативы. Обычно разжижают краску сильно (жидкий состав) или совсем немного (гелеобразный). По этой причине сиккативы ошибочно называют разбавителями. Но, в отличие от них, сохраняют яркость красок и обычно увеличивают блеск. Редкие вариации – гелеобразный состав и сохранение природного блеска масла. Найти у нас крайне сложно, так как не пользуется популярностью у художников. А для нас было бы идеально… Сокращают высыхание красок до 1-2 суток. Если замешать верное число сиккатива (процент пишется на упаковке), то краска высыхает за сутки, а на холсте за пару часов. Если не доложить или переборщить – дольше.
🌱Замедлители высыхания красок – для нас бесполезно.
🌱Лаки – мы ими практически не пользуемся.
🌱 Загустители – нужно, когда краска слишком жидкая, а вы хотите плотный укрывистый слой. Сталкивались с таким? Точно сталкивались. Загустители бывают двух видов. Они делают краску либо глянцевой, либо матовой. Нередко при этом являются еще и сиккативами.
🌱 Связующее – это разные виды масел на которых готовят краски. Так же их добавляют немного во время письма для получения необходимой консистенции масла. Переведем в нашу плоскость. Классикой жанра является льняное масло. Если добавить его немного в масло, краска становится более яркой, чуть более прозрачной, сатиновой, но сохнет такая краска быстрее. А если добавить маковое масло, то краска останется плотной, но станет тягучей. Блеска не добавит, но сохнуть будет с ним масло дольше. Может быть разбавлено немного пиненом. Но, зараза, дорогое… Кстати, вместо пинена или уайт-спирита эффекта акварели можно добиться при помощи сафлорового масла. Основная фишка в том, что разбавитель и растворитель убивает яркость красок, а сафлоровое масло – нет. Помимо этих масел, существуют и еще другие, но эти скорее классика.

😁 Дочитали? Молодцы! В общем, друзья, материалов для работы с маслом ну очень много. Не ограничивайте себя одним уайт-спиритом или пиненом. Почему-то с этим я сталкиваюсь особенно часто. Пробуйте, экспериментируйте. И не забывайте читать описания к медиумам. И что крайне важно – лучше оригиналы. А то наши так напереводят, что за голову хватаешься. Уже не раз такое было. 🙈

show